Открытое Акционерное Общество ПАВА
Интервью с топ - менеджером
Хлебом из Сибири кормят развивающиеся страны Информационное агентство "Хакасия"
Игошин А.П.: "Галопирующая газель" Игошина
Руденко С. В.: "Мы не пересматривали годовой план по выручке, который составляет 3 млрд. рублей"
Игошин А.П.: Большие запРОСы
Игошин А.П.: "Семейная" агрессия
Симонов Ю.Г.: Новые стандарты качества "Зауральского крекера"
Столбов С.Н.: Полгода после IPO
Попов О.В.: Стратегические планы ОАО "ПАВА" на 2006 год
Руденко С.В.: "Пава" строит сеть
Столбов С.Н.: Наша цель – повысить привлекательность ОАО "Пава" для инвесторов
О компании / Пресс-служба / Интервью с топ - менеджером Группа компаний "ПАВА"

Руденко С. В.: "Мы не пересматривали годовой план по выручке, который составляет 3 млрд. рублей"

Пава - интервью с топ-менеджером

"Мы не пересматривали годовой план по выручке, который составляет 3 млрд. рублей", гендиректор "Пава Рос" Сергей Руденко - о развитии мелкооптовой сети.

Около года назад компания "Пава" приступила к реформированию своей дистрибьюторской сети путем создания региональных оптовых складов. Сегодня этот проект уже перерос рамки первоначально задуманного, превратившись в мелкооптовую сеть "Пава Рос", которая иногда реализует продукцию даже прямых конкурентов головной компании. С какими трудностями столкнулась сеть на региональных рынках, для чего и по какому принципу она создавалась и зачем планирует идти в Монголию и Казахстан, "ВД" рассказал генеральный директор сети Сергей РУДЕНКО .

"Пока основной вопрос в доверии"

– Сергей Владимирович, насколько оправдались ожидания компании от создания собственной мелкооптовой сети?

– То, чего мы ожидали, удалось достичь. Мы ставили задачу до конца прошлого года открыть 25 оптовых складов в регионах. А первая половина 2006 года отводилась на развитие сети и ее закрепление на региональных рынках. Можно сказать, что в целом эти задачи выполнены. Мы вышли на общий положительный баланс, то есть оптовые склады не являются для головной компании обузой, они приносят доход. До конца года планируем довести общее количество оптовых складов до 30. А присутствовать будем в 50 российских городах. Имеется в виду, что в ряде регионов у нас пока будет открыто представительство, а оптовый склад открываться не будет. С последующим переводом представительства в региональный оптовый склад без снижения объемов поставок.

– Недвижимость для открытия складов на региональных рынках легко найти?

– На сегодня все складские площади мы арендуем. Но мы планируем выкупать помещения в собственность. Сейчас прорабатываем проект финансирования этой программы. Она будет реализована. В зависимости от региона мы будем либо строить новые складские площади, либо выкупать уже существующие.

– Во сколько компании обойдется реализация этой программы?

– Возможно, в десятки или сотни миллионов рублей. Пока не время называть точную цифру. Будем еще думать на этот счет. Пока занимаемся оснащением региональных складов автомобилями, грузоподъемной и прочей техникой.

– Существуют сложности привлечения в сеть сторонних поставщиков?

– Конечно, в первую очередь откликаются те производители, у которых нет наработанных каналов сбыта. На сегодня поставщиков продукции, с которыми легко договариваться, мы нашли. С остальными - немного сложнее. Но я думаю, пока основной вопрос - в доверии к нам, как мелкооптовой сети. Многие просто присматриваются к нам. Даже не смотря на то, что головная компания "Пава" давно присутствует на рынке и многим хорошо известна. Вопрос дальнейшего расширения ассортимента - это, по сути, вопрос наличия оборотных средств. Закупить продукцию и положить ее на склад, тем более по предоплате, вообще не проблема.

– То есть с поставщиками вы работаете по предоплате?

– Нет. Даже если не принимать во внимание собственную продукцию, которая занимает в наших продажах около 30%, то из оставшегося ассортимента около 80% мы покупаем либо с отсрочкой, либо по крупным контрактам. Например, такой контракт у нас заключен по сахару с компанией "Продимпекс". На наших складах их продукция лежит на ответственном хранении, и мы реализуем ее по мере необходимости. На сегодня продаем от 3 до 8 тыс. тонн сахара в месяц.

– Возможно, многие недовольны тем, что вы по примеру розницы просите привилегий за вход в сеть, требуете двигаться по цене?

– Я так не думаю. Но на предоплате мы бы просто не смогли заполнить быстро сеть продукцией. А у поставщиков и торговых сетей всегда есть вопросы друг к другу. Поставщикам в первую очередь интересны наша география и охват территории. Здесь мы ищем точки соприкосновения.

– Многие производители жалуются на противодействие региональных властей продвижению местной продукции. Вы в своей практике с чем-нибудь подобным сталкивались?

– Сталкивались. Говорить, что во всех регионах мы встречаем противодействие властей, нельзя. Могу назвать два соседских примера - Кемерово и Томск. Просто Тулеев (губернатор Кемеровской области Аман Тулеев. - Прим. ред.) в Кемерове ведет протекционистскую политику по муке, помогает своим производителям. Нам очень сложно на этом рынке со своей продукцией.

– А в чем конкретно выражается противодействие?

– На самом деле в Кемерове все цивилизованно и рыночно. Есть бюджетные деньги, и бюджетным организациям просто рекомендуют закупать продукцию кемеровских производителей. Существуют дотации на муку и зерно только для местных производителей. Менее цивилизованные методы в Томске. Там, например, власти через прессу попытались заявить, что вся мука на рынке хорошая и только у "Павы" плохая. Одним словом, увидели в нас конкурентов. Когда мы начали разбираться с газетами, нас переадресовали в один из комитетов администрации области. Но, повторюсь, такая ситуация складывается не везде. В Приморье, в частности, где мы являемся поставщиками примерно 40% всей съедаемой муки, такого противодействия не может быть по определению.

"Мучной рынок все тяжелее и тяжелее"

– Посмотрев на точки присутствия сети "Пава Рос", можно без труда найти несколько крупных городов, где вы не представлены. Например, Санкт-Петербург. Почему? Ведь традиционно развитие сетей начинается с крупных регионов...

– Если вы внимательно посмотрите на историю нашего развития, то поймете, что мы начали развитие с наших традиционных рынков сбыта - с Дальнего Востока. На сегодняшний день все крупные города в этом регионе у нас закрыты. После этого мы закрыли Сибирь и Урал и только потом пошли на запад. Да, мы изначально ориентировались на крупные города от 500 тыс. жителей и выше. Что касается Санкт-Петербурга, то у нас в планах открыть там представительство.

– Как вообще родилась идея создания собственной мелкооптовой сети? Что толкнуло компанию на этот шаг?

– Ситуация на рынке. Изначально "Пава" пробовала создать собственную дистрибьюторскую сеть, которая бы реализовывала исключительно нашу продукцию. Но рынок заставляет постоянно искать что-то новое. Мучной рынок становится все тяжелее и тяжелее. До создания сети все продажи велись отсюда, из Барнаула. Было несколько дилерских компаний, но это были эпизодичные случаи. Но, торгуя из Барнаула, мы осуществляли только крупнооптовые продажи. А рынок заставлял быть ближе к покупателю. С помощью региональных оптовых складов, работающих с мелким оптом, мы приблизились к нему. Мы вышли на окупаемость проекта и решили, что можно пойти дальше и начать продавать сопутствующую нашему ассортименту продукцию.

– И что продает сеть сегодня?

– Это те товарные группы, которые находятся рядом с мукой, - крупы, макароны, рис, гречка, сахар. Первый наш шаг был в поиске поставщиков подобной продукции. Мы наращивали объемы именно в этом направлении. А когда головная "Пава" пошла по пути развития кондитерского производства, то мы начали искать поставщиков и в этой области.

– Сколько позиций сегодня продает "Пава Рос"?

– Основных около 10. Это в первую очередь то, что я уже назвал. А еще подсолнечное масло, консервы, сгущенное молоко. Дальнейшее расширение ассортимента идет уже на местном уровне. Если где–то умеют хорошо продавать определенный вид продукции, то почему бы его не добавить в прайс-лист? Разные города находятся на разных уровнях развития. И в некоторых из них прайс увеличивается на 20-30 позиций. Но 10 основных товарных групп мы продаем везде. С Алтая сейчас продаем большей частью крупы. Пробовали продавать воду, макароны "Гранмулино". Это уже не наша тема, только сопутствующий товар. Но постоянно торгуем небольшими партиями и этой продукции. Вопрос об ограничении позиций в прайс-листе не стоит, наоборот, мы его постоянно расширяем.

"Серьезно рассматриваем Казахстан и Монголию"

– В этом году "Пава Рос" планирует достигнуть выручки более чем в 3 млрд. рублей. Уже прошло полгода. На ваш взгляд, эти планы реализуемы?

– А почему нет? Планы мы пока не пересматривали. Мы уже достигли уровня выручки 250 млн. рублей в месяц, так что все выполнимо.

– На какие регионы компания обратит внимание в ближайшее время в плане расширения сети?

– Мы сейчас рассматриваем неохваченные города Дальнего Востока, Сибири и Урала. В большей степени планируем развивать европейское направление. Но конкретные города пока называть не хотелось бы. Вообще, в европейской части России другой рынок. Там требуются другие подходы, другая логистика.

– А в чем разница?

– Если брать Дальний Восток, то там практически все производители одинаково удалены от мест продаж. На западе все наоборот. Производителей много, идет серьезная конкуренция, начинается предпочтение по маркам. Но все равно двигаться туда нужно. Сначала закроем крупные города, особенно те, где есть реальные предпосылки закрепиться и открыть оптовые склады. Приоритеты - Поволжье и северо-запад России, Центральный регион.

– В соседние страны расширяться собираетесь?

– Пока серьезно рассматриваем Казахстан и Монголию. В Монголии мы уже вплотную подошли к открытию представительства, а в Казахстане пока изучаем ситуацию на рынке, ведем подсчеты. С другими странами мы обязательно будем работать. Но на первом этапе, видимо, только с точки зрения поставок их продукции на наши рынки.

– А по развитию розничной сети планов у вас нет?

- В проектах это есть, но говорить о чем-то конкретном пока рано. Мы рассматривали несколько форматов розничной торговли. Но это не единственное направление развития сети.

Специальный вопрос

– Как вы оцениваете нынешний уровень алтайской розницы?

– У меня нет к ней негативного отношения. Сами занимаемся продажами, понимаем все их трудности. С другой стороны, давайте вспомним, что было несколько лет назад? Монополизм одной компании. Сейчас ситуация меняется. Поэтому я пока оцениваю уровень местной розницы как начальный этап развития. То есть конкуренция ценой уже началась. Но сервис может быть и лучше. И следующий этап развития будет заключаться в том, что розница начнет конкурировать в сервисе, быстроте и качестве обслуживания.

О чем еще рассказал Сергей Руденко:

О продаже муки сторонних производителей

- Не секрет, что колебания цен на зерно и муку иногда отрезает алтайских производителей от рынков Урала и европейской части России. Поэтому там мы занимаемся продажей муки и круп сторонних производителей. Мы уже продавали муку нашего основного конкурента - «Мельника». Правда, в небольших объемах.

О расширении ассортимента

- По сахару у нас есть крупный контракт с компанией "Продимпекс". Больше таких контрактов пока нет, но они готовятся. Думаю, к концу лета у нас будет еще четыре подобных контракта по разным видам продукции. В том числе, возможно, и по муке. Мы в любом случае будем расширять ассортимент сети.

О том, зачем производители идут в ритейл

- Все зависит от уровня производителя. Возьмите любого производителя национального уровня: он вынужден работать с федеральными розничными сетями. Его жизнь заставляет это делать. А то, что небольшие производители открывают по два-три небольших магазина, ничего не значит. Да, в розничных сетях очень жесткие условия. Но они ставят перед собой задачу вытеснить мелкие базары и рынки. И ценовая политика у них соответствующая. И объемы продаж продукции постоянно нарастают.

Сергей Руденко начинал системным администратором

Биография: Сергею Владимировичу Руденко 50 лет. Родился в селе Закладном Романовского района Алтайского края. В 1978 году окончил Новосибирский электротехнический институт по специальности "Радиотехника". После этого восемь лет работал заместителем начальника отдела автоматизации систем и процессов управления, главным конструктором САПР.

В 1994 году резко поменял сферу деятельности и шесть лет руководил сбытом в компании "Универсал-2". В 2000 году назначен генеральным директором агропромышленной компании "Хлеб Алтая" (в июле прошлого года она переименована в "Паву"). В 2003-м менее чем на год покинул компанию, поработав генеральным директором по автоматизации в "Агропромресурсах". Вернувшись, занимал должности начальника отдела развития, генерального директора управляющей компании "Пава". С 2006 года - генеральный директор "Пава Рос". Женат, воспитывает сына и дочь.

Масштабы бизнеса "Пава Рос"

"Пава Рос" является дочерним предприятием "Павы", которой принадлежит 51% уставного капитала. Компания занимается дистрибуцией продуктов питания через 25 структурных подразделений в различных городах России. Месячный оборот торговой сети составляет около 250 млн. рублей. До конца 2006 года планируется довести его до 400 млн. Через сеть продается до 30% объемов продукции, производимой компанией "Пава", 70% - сторонние торговые марки. По прогнозам компании, выручка "Пава Рос" в 2006 году составит 3 млрд. 4 млн. рублей. Валовая прибыль - 253 млн. рублей. Прибыль после налогообложения - 24 млн. рублей. При этом в 2006 году в основные средства и оборотный капитал планируется инвестировать 122 млн. рублей.

Матвей ЭРГАРДТ
ergardt@altapress.ru

ПАВА
Алтай-Батюшка
Житницa
Посмотреть еще:
ИНФОРМЕР КУРСА АКЦИЙ (ММВБ)
Дата: 16.10.2007
Цена закрытия:
15,00 руб.

0,00%
Объем сделок
за день
6 814 шт.
Номинал акции 0,001 руб.
Подробнее о торгах акциями ОАО "ПАВА"
© 2006, ОАО "ПАВА"
Россия, Алтайский край, г.Барнаул, ул.Пушкина, 38
Тел. +7 (3852) 63-65-57,
E-mail: priemnaya@apkhleb.ru
Разработка сайта - студия "Сибирикс"